Обучая, призовите на помощь "образы"

Валик Б.

Применив традиционную схему обучения — рассказ, показ и логическое обоснование техники, вы обучите взрослого значительно быстрее, чем ребенка. Причины здесь две.

  Во-первых, с возрастом уже известны основы физики, и поэтому легче понять законы биомеханики, а, во-вторых, уже развито логическое мышление.  У детей чувства преобладают над логикой, и большую часть информации они воспринимают через образы.

 Поэтому, быстрее копируя внешнюю форму движений, дети задерживаются в совершенствовании скрытой от глаз внутренней сущности техники —Think взаимосвязи усилий, их величины и характера. Эти две составляющие спортивной техники следует соединять в обучении, а не постигать последовательно одну за другой. Для этого необходимо в общепринятые методики добавить «образы», заставляющие непроизвольно соединить внешнюю форму движений с необходимой структурой усилий.

 Разберем сказанное на обучении прыжку в длину с разбега. Если после показа прыжка обратить внимание детей на то, что ногу при отталкивании нужно ставить предварительно напряженную, прямую и что только в этом случае она упруго согнется и, как пружина, вытолкнет прыгуна, большинство не сможет прыгнуть, а просто пробегут место толчка, не успев оттолкнуться. Поэтому во время показа и после него не следует детально разбирать действия прыгуна. Необходимо объяснить, что результат в этом виде зависит от скорости, набранной в разбеге, и мощного толчка. После этого необходимо, давая установку, включить «образы» главных действий. В данном случае их два:

  • Бежать по разбегу «со всех ног», не стараясь попасть на доску.
  • При отталкивании толчковую ногу не сгибать, она должна быть «без суставов, как палка».

Толчок в этом случае получится как бы сам, но при хорошем вылете из-за сильного стопора может возникнуть закручивание вперед. Его легко устранить, если поставить в яме для приземления легкое неопасное препятствие (см. рисунок). обучение двигательным действиямПри этом стопорящее усилие уменьшится, вращение прекратится и увеличится длина прыжка. Нужно помнить, что «образ» или «образы» должны доминировать над остальными движениями, так как они формируют главное. В нашем примере это скорость разбега «со всех ног» и мощность толчка («нога без суставов, как палка»). Образы необходимо искать постоянно, потому что здесь рецепта для всех нет. Иногда они очень индивидуальны, а находки неожиданны.

 

Еще один пример.

 Девочку 13 лет, пробежавшую впервые 60 м в тапочках за 8,4 с, по первому движению никак не удавалось освободить от сильной закрепощенности: как только расслаблялся плечевой пояс, как теряла упругость стопа, и наоборот. Более полугода она не могла улучшить свой результат. Помог случай! Мы смотрели в спортивном лагере тренировку сильных баскетболисток, и я спросил ее: «Какая рука у ведущей мяч?» Она не задумываясь ответила, что как тряпка. «Ну а мяч? Он тоже как тряпка?» «Нет, он всегда упругий». На стадионе после разминки она пробежала 60 м на время с установкой «сама, как тряпка, а стопа, как мяч». Бег был как полет, а глаза не верили секундомеру. Через 1,5 месяца на соревнованиях она показала результат 7,7 с.

Журнал «Теория и практика физической культуры» №3 1990