Концепция самоэффективности в спорте

Иванова И. Г.

Самоэффективность – восприятие своей способности выполнить задачу успешно, это обусловленная ситуацией форма уверенности в своих силах. В этой статье термины «самоэффективность» и «уверенность в себе» взаимозаменяемы.

Психолог Альберт Бандура объединил концепции уверенности и ожидания, сформулировав понятную и полезную концептуальную модель самоэффективности. Фактически, в последнее время Бандура уточнил термин самоэффективности, как объединённые убеждения человека в том, что его способностей будет достаточно для достижения желаемого результата.
В связи с этим, термин саморегулирующая эффективность теперь используется, когда фокусируются на чьей-то способности преодолевать препятствия или противостоять вызовам для успешного выступления. (Например, выдерживать темп во время усталости и плохой погоды).

self-efficacy3

В основе теории самоэффективности Бандуры лежат несколько аргументов:

  • Когда кто-то имеет требуемые навыки и достаточную мотивацию, главное, что влияет на выступление, это самоэффективность. Одна самоэффективность не может сделать человека успешным – спортсмену нужно ещё желание преуспеть и иметь необходимые способности.
  • Самоэффективнось влияет на выбор спортсменом конкретных действий, уровня усилий и терпения. Спортсмены, которые верят в себя, будут упорно преследовать свои цели, особенно в неблагоприятных условиях. Хотя самоэффективность и обусловлена конкретной задачей, она может генерализироваться, или переходить в другие сходные навыки или ситуации.
  • Самоэффективность связана с целеполаганием: те, кто демонстрирует высокую самоэффективноть, более вероятно устанавливают высокие цели.

Источники самоэффективности:

• Предшествующая успешность
• Косвенный опыт (моделирование)
• Словесное убеждение
• Опыт представлений
• Физиологическое состояние
• Эмоциональное состояние

Self-efficacy

Предшествующая успешность.
Конечно, ожидаемая эффективность сильно зависит от предшествующего опыта.
Предшествующий опыт выступлений является прямо-таки основой ожидаемой эффективности. После ряда поражений самоэффективность снижается. Тренеры, принимающие это во внимание, перед соревнованиями часто проводят более лёгкие тренировки – уменьшают размер игрового поля, подбирают более лёгких спарринг-партнёров, ставят ритмичные и менее закрытые трассы. Чувство успешности (повышающаяся самоэффективность), возникающее после такой тренировки помогает спортсменам быть более настойчиво бороться, невзирая на трудности.
Косвенный опыт (моделирование)
Косвенный опыт, такой, как демонстрация или моделирование, помогает освоить новые навыки. Это может стать исключительно важным источником ощущения самоэффективности для спортсменов, у которых недостаточно опыта.
Например, наблюдение за товарищем по команде, успешно выполняющим сложную задачу, снижает тревожность, и способствует убеждённости и в своих способностях выполнить эту задачу. Фильмы и телевизионные передачи о достижении успеха повышают ожидание эффективности через моделирование поведения. Сходным образом тренеры рассматривают собственные модели уверенности, как важный дополнительный источник уверенности своих спортсменов.
Словесное убеждение
Тренеры, учителя, товарищи по команде часто используют словесные убеждения для влияния на уверенность. Словесные убеждения могут принимать форму и самоубеждения.
Опыт представления
Спортсмены могут повышать уверенность, представляя себя успешно действующими в предстоящих ситуациях.
Физиологические состояния
То, как спортсмен интерпретирует своё физиологическое состояние существенно влияет на самоэффективность. Повышение пульса перед соревновательной попыткой может интерпретироваться как высокая готовность действовать (что повысит ощущение самоэффективности), а может быть воспринятой как проявление страха (что снизит уверенность).
Эмоциональные состояния
Исследования показали, что положительные эмоциональные состояния, такие, как радость, восторг или невозмутимость способствуют повышению самоэффективности скорее, чем грусть, тревожность и депрессия.

 

Foundation of sport and exercise psychology, Robert S. Weinberg / Daniel Gould

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить