Статья 2. Безопасное пространство для ошибок

Тихвинская Евгения

Второе правило: необходимо давать ребёнку пространство для относительно безопасных ошибок, для опыта, на котором он будет учиться, для экспериментов. Важно не только говорить юному спортсмену на словах, что ошибаться – это нормально, что он может ошибаться, что исправлять ошибки – это интересно и совсем не стыдно. Важнее ваша непосредственная реакция на ошибку.

 

Присутствовать рядом с ошибками своего ребёнка чрезвычайно трудно. Ведь мы-то уже знаем, как правильно!!! Мы знаем короткую дорогу к успеху!!! Сами-то мы, как правило, шли длинной дорогой и учились на ошибках. Но ребёнка стараемся провести короткой.
Возьмём, опять, для примера, развитие качества организованности.
Нередко родители говорят, например, «Как же я могу доверить ему собираться самому на тренировку, если он обязательно что-то забудет?» - Да, забудет. И ему придётся как-то пережить дискомфорт, или вообще пропустить часть тренировочной работы, если забыта ключевая вещь. Или у кого-то просить запасную вещь. Это и называется – справляться с последствиями своей ошибки. И усвоить на эмоциональном уровне, что да, он компетентен справиться с ошибкой и, следовательно, ошибаться не страшно, но вообще-то проще немного напрячь своё внимание, что бы не допустить ошибку, чем разгребать последствия. Возможно, для усвоения, придётся пройти через это не один раз.
А задача родителей – спокойно рядом с этим присутствовать. «Да, забыл. Жаль. Что будешь делать? Подумай, как можно решить эту ситуацию».
Если ваша реакция говорит спортсмену о недопустимости ошибки, ставит его в стыдное положение – это увеличивает тревогу и напряжение (а, следовательно, и вероятность неудачи) при следующей попытке, или же развивается безразличие в качестве психологической защиты.
Если ваша реакция – немедленно спасти юного человека от последствий его ошибки (срочно подвезти забытую вещь, вытащить из своей сумки запасную, договориться с тренером или другими родителями, что бы дали что-то на замену) – это даёт ему понять, что он некомпетентен, и что другие люди должны решать его проблемы. А так же даёт основание обвинять других в своих ошибках («почему опоздал – мама не разбудила»). Как называются качества, развивающиеся в этих случая – вспомните сами, но это точно не качества чемпиона, не они составляют спортивный характер.
То же самое, в ещё большей степени относится и к непосредственно тренировочной работе. Если вы присутствуете на тренировке (или соревновании) и видите ошибку ребёнка и знаете, что нужно было делать по-другому – вспомните о его праве на ошибку, предоставьте ему самому «разгребать» последствия своих действий. Не нужно стыдить «Тебе же триста раз объясняли и показывали», «Неужели так сложно правильно сделать», «Как ты не понимаешь, если бы ты это сделал – ты выиграл бы!», это не эффективно.
Во всём этом есть одна оговорка – ответственность родителей, и в этом вся драма переживания родительской роли, - определять, какая ошибка относительно безопасна и на ней можно учиться, а какая может быть фатальна. Родительская роль всегда подразумевает риск и только сам родитель вправе определить степень риска, необходимую и достаточную для развития. Когда ваше чадо готово самостоятельно переходить дорогу? Ездить в метро? Отправляться на сборы без сопровождения родителей? Решать чем заниматься? Важно понимать, что некоторый риск будет всегда, любой взрослый так же каждый день рискует своей жизнью, просто выходя на улицу, и вы не сможете предохранить от всех неприятностей в любом случае.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить