"За" и "против"

Тихвинская Е. О.

Лень – защитный механизм, возникающий тогда, когда деятельность не переживается как значимая

На рациональном уровне человек может знать, что это нужно делать, а эмоционально сомневаться в том, что это ему нужно. Если деятельность не приносит радости, значит, субъективно она не связана с какой-либо важной потребностью.

Психологическая работа может осуществляться в следующих направлениях:

Направления
  1. осознание системы ценностей личности, иерархии ценностей;
  2. актуализация потребностей и мотивов, потенциально связанных с деятельностью (как правило, через связь с одним из актуальных, сформированных мотивов);
  3. поиск связи деятельности с существующими мотивами и потребностями.

Пример задания, стимулирующего осознание того, что важно и к чему нужно (и хочется) стремиться, в спорте

Пример

перечислить «почему это стоило бы делать» и «почему не стоило бы (не имеет смысла) это делать». Ответы записываются на листе бумаги в две колонки. Условием эффективности упражнения является проведение его в режиме «мозгового штурма», т. е. записать как можно больше любых, всевозможных ответов, чтобы избежать ответов привычных, "потому что так надо"

Обдумывая полученные ответы, постарайтесь:

  • обратить внимание на причины, бывшие ранее незамеченными, неосознанными;
  • стимулировать концентрацию на причинах, «почему это стоило бы делать»;
  • через ответы «почему не стоило бы (не имеет смысла) это делать» попробовать понять более глубокие причины существующего противоречия
  • в итоге, желательно, внутреннее противоречие «мне надо – я не хочу» перевести в гармоничные варианты «я не хочу – мне не надо» или «мне надо – я хочу».
Психология переживания в спорте. Учебное пособие. СПб, Изд-во СПбГУ, 2007