Профиль команды- метод трафарета

Латеева А.

Исследуя опыт работы спортивных психологов со спортивными командами, можно обнаружить моменты неопределенности и незаконченности в системе спортсмен-психолог, психолог-команда, психолог-тренер и т.д. Мне также довелось получить опыт работы в СДЮШОРе, в результате я пришла к необходимости систематизации собственной деятельности.

Исследуя опыт работы спортивных психологов со спортивными командами, можно обнаружить моменты неопределенности и незаконченности в системе спортсмен-психолог, психолог-команда, психолог-тренер и т.д. Мне также довелось получить опыт работы в СДЮШОРе, в результате я пришла к необходимости систематизации собственной деятельности. Предлагаемый метод трафарета не является психодиагностическим или психокоррекционным в привычном понимании терминов, это скорее метод построения взаимодействия психолога в структуре спортивной организации. Метод позволяет выстроить общий план-схему работы психолога с командой, тренером и руководством, дает вариант формы отчетности психолога и оценку результативности, помогает различить конкретные задачи в достижении заданной цели, ориентирует и систематизирует работу.

      Под понятием трафарета подразумевается набор свойств личности и свойств коллектива как факторов успешности профессиональной самореализации спортсмена. В приложении представлен профиль команды – это и есть графическое отражение трафарета.

     Допустим, у нас есть хоккейная команда. Согласно исследованиям различных психологов, успешные хоккеисты обладают определенными свойствами личности: например, низкая тревожность с указанием цифрового показателя, высокая мотивация достижения и т.д. Мотивация достижения по некой шкале у успешных хоккеистов пусть составляет, например, 8-13 баллов. Это 100%-ный уровень психологической подготовленности. И так все качества – сколько их исследовано 10, 20 или 35. Внешне выглядит как таблица, ее столбцы – это свойства личности, верхняя граница 100% - уровень успешности, достаточной психологической подготовленности (индивидуально-психологические факторы). Свойства личности могут быть указаны как средний балл для команды, либо в столбце этого свойства еще дополнительное разделение.

     Далее столбцы-отражения свойств команды, это группа социально-психологических факторов: ценностно-ориентационное единство, эмоциональный климат и т.п. И так же их верхняя граница.

   Что мы делаем. Замеряем все свойства и отражаем это в графике профиля команды. Психологически не просвещенному человеку понятно и наглядно видно состояние команды, а также чем именно собирается заниматься психолог. Он видит перед глазами кривую, понимает, что идеал – прямая и видит моменты отклонения от идеала.

     А теперь психолог работает с помощью тренинга, других форм коррекции над свойствами-столбцами таблицы и «наращивает» свойства успешного хоккеиста, ему обеспечена работа на год и годы, ясно определено направление коррекции и общее понимание ситуации. И кроме того он может предоставлять отчетность и четко определять в глазах руководства или тренера состояние коллектива. Прорабатывая качества, он снова проводит диагностику и имеет возможность констатировать результативность коррекционных мероприятий.

     Сложность состоит в необходимости систематизировать и исследовать отдельные факторы успешности профессиональной самореализации спортсмена для составления подобного трафарета. Какие-то факторы успешности изучены, какие-то остаются в тени.

     Чтобы не загонять себя в то же время в узкие рамки и иметь возможность менять форму работы с коллективом, я провожу следующее разделение психокоррекционной работы и для его иллюстрации пример. Допустим, врач выявил, что у пациента низкое давление и высокий холестерин. Для борьбы с этими проблемами он прописывает некие зеленые пилюли и желтые капсулы. Но в то же время пациенту, как и любому человеку полезно принимать витамины, биологические добавки и так далее. Так вот, пилюли и капсулы мы будем использовать в соответствии с диагностикой в рамках трафарета, а кроме того будем прорабатывать и общеукрепляющие моменты – витамины. Витамины – это то, что не всегда можно вписать в график, то, что мало исследовано или нет возможности оценки, работа с ситуативными сложностями, возможно новые веяния в психологии спорта.

     Итак, мы получили вариант формы отчетности и направление работы, систематизацию диагностики и коррекции, возможность идентифицировать результативность труда психолога. Кроме того, снимается вопрос о необходимости работы психолога для успешных спортсменов в команде, ибо мы получаем указание направления, куда нам всем стремиться. Психологу не всегда легко получить признание и понимание в коллективе спортсмена, а предложенный вариант систематизации психокоррекции как бы психологически легализует его присутствие в глазах членов команды, тренера и руководства, психологу легче и удобнее работать. Метод может быть использован не только в спорте, но и в других сферах, например, для повышения эффективности продавцов, управленцев и т.д.