Как начать работать

Тихвинская Е. О.

С чего начинать спортивному психологу? Как построить свою работу?
Письма, которые мы получаем от наших начинающих и будущих коллег, (а так же вопросы, задаваемые участниками семинаров по психологии спорта) часто содержат вопросы, вынесенные в заголовок этой статьи.

Одной из первых проблем, с которыми, как правило, встречается спортивный психолог – абсолютная нерегламентированность его работы. Нет никаких предписанных правил (или традиций) о том, когда, сколько и чем конкретно должен заниматься спортивный психолог, а так же как оценить плодотворность его работы.
Пропустим пока вопрос об отсутствии ставок психологов в спортивных школах и клубах, о незаинтересованности администрации в этом вопросе, и даже о констатациях типа «юным спортсменам не нужен психолог».
Обратимся к той счастливой ситуации, когда между психологом и спортивной школой достигнута договорённость о сотрудничестве, психолога взяли на работу на тех или иных условиях. Начинающий психолог счастлив, окрылён, полон готовности помогать спортсменам и «нести психологию в спорт на своих руках».

ЧТО ДАЛЬШЕ? Есть тренеры и спортсмены, у них есть расписание тренировок, они работают. Причём здесь психолог? Как его в этот отлаженный механизм «приткнуть»?
Как правило, психолога представляют тренерам на каком-либо собрании, или (иногда) в частном порядке. Всегда есть тренеры, которые вежливо улыбаются и говорят о том, что «да, конечно, психолог не помешал бы», есть тренеры, которые прямо говорят, что «не представляют себе, чем и как может помочь психолог», и есть 1 – 2 человека, которые даже могут примерно обозначить спектр проблем, по которым они хотели бы получить помощь, например, «сложности в группах подростков», «некоторые талантливые, но психически неустойчивые спортсмены», или «нежелательное вмешательство родителей».
Но ни один из них не знает, (и даже не представляет), в какую форму он бы хотел облечь своё сотрудничество с психологом. Это естественно. Раньше у них не было такого опыта и не было повода задумываться над тем, как реально построить совместную работу.
Что будет сначала: наблюдение? Беседы? Психодиагностические тесты? Зачем? Сколько времени имеет смысл на это тратить? Когда и как вести занятия по обучению саморегуляции и аутотренингу? Нужно ли заниматься каждым спортсменом или только с некоторыми (с кем)? Как, в какой форме и кому представлять отчёт о своей работе?

На наших семинарах (а так же в письмах) начинающие психологи, работающие в спортивных школах, практически в один голос сообщают следующее: «У меня нет даже помещения для работы, кабинета. У спортсменов нет времени для занятий с психологом. Максимум времени, которое, мне могут выделить для групповых занятий – 30 минут в начале или в конце тренировки. Что делать, как работать в этих условиях?» Рушатся привычные стереотипы о 3х и 5ти дневных тренингах, о беседах в тишине кабинета, о релаксации в мягких креслах.

Реалии спорта: "Мы хотим, что бы психолог работал с нашими детьми." – "ОК, какое время вы можете выделить для этого?" Далее выясняется, что хорошо бы, что бы психолог работал (то есть повышал результаты спортсмена), но при этом не занимал ни времени, ни места. Да и спортсмены зачастую воспринимают занятия с психологом как нежелательную дополнительную нагрузку.
Ещё меньшее представление о работе психолога имеет администрация спортивной школы. Но администрация имеет чёткое представление о том, что зарплата не должна платиться зря. Платят за работу, которая имеет результат. Психолог ходит, разговаривает, наблюдает, консультирует. Проходит несколько месяцев или год. Некоторые команды и некоторые спортсмены улучшили свои результаты. Некоторые не улучшили. Причём здесь психолог? Была ли в этом его роль или это естественный процесс спортивного роста? Вполне могут начаться кулуарные или открытые разговоры на тему «а за что мы этому психологу платим, он непонятно чем занимается». И даже если директор настроен положительно на сотрудничество, ему всё равно требуются материальные и документальные свидетельства труда. Хотя бы потому, что он тоже, в свою очередь, должен отчитываться перед более высоким начальством за работу своих сотрудников.
Частый и «очевидный» ответ – результаты спортсмена – вот что должно быть результатом труда психолога. Об этом часто пишут и сами известные спортивные психологи. Пишут, ориентируясь на свою собственную уникальную и неповторимую модель работы в спорте высших достижений. Эффективны ли в ДЮСШ модели работы психолога, рождённые в олимпийском спорте? Если их нужно модифицировать, то в чём именно?
В этих условиях часто возникает ситуация, когда перед психологом ставится «странная» задача: придумать правила, регламент, нормы для собственной работы, причём такие, которые устроят администрацию, и по которым администрация сможет «проверить» и оценить работу психолога. Непростая задача и для опытного человека, а тем более для вчерашнего студента.

Попробуем сориентироваться в возможных формах работы психолога в ДЮСШ.

Грубо и условно выделим 2 задачи работы психолога:

  1. Психодиагностика
  2. Психокоррекция

Также выделим 5 форм взаимодействия с клиентами:

  1. Наблюдение
  2. Тестирование
  3. Беседа
  4. Индивидуальная консультация
  5. Групповые занятия

Первые три в большей степени служат диагностике, последние две – коррекции. Хотя, в общем, каждая форма работы имеет и диагностический и коррекционный эффект.

Наконец,у спортивного психолога есть 3 контингента клиентов:

  1. Спортсмены
  2. Тренеры
  3. Родители

Таким образом, всё, что делает психолог в ДЮСШ, вписывается в одну из клеточек нижеследующей таблицы:

Задачи Диагностика Коррекция
Формы работы Наблюдение Беседа Тестирование Индивидуальная консультация Групповые занятия
Контингент:          
Тренер 1 1 6 3 6
Спортсмен 1 2 2 3 4
Родитель 2 3 6 4 5

Цифры в клеточках соответствуют примерной очерёдности, в которой психолог приступает к различным формам работы. Естественно, здесь не может быть жёсткой регламентации, единой для всех, в каждой спортшколе свои нюансы. Но выделить общие направления, которые помогут начинающему психологу сориентироваться в работе, можно.

В общем и целом, мы двигаемся от левого верхнего угла таблицы вправо вниз.
Начинать, как правило, целесообразно с наблюдения и бесед. Они, кстати, не требуют специального времени и места.
Одно из самых важных, основополагающих правил успешной работы психолога – «Работать только по запросу!» В каждый момент четко осознавать – от кого запрос, кто клиент, кто объект психологической работы или помощи. Не работать без запроса. Именно работа в спортивной школе провоцирует на нарушение этого правила. Психолог может видеть много моментов, ситуаций, где не учитываются психологические закономерности, возникает соблазн «исправлять». Кто «заказчик»? На что заказ?

Именно наблюдения и беседы направлены на выявление и уточнение запроса. Самый первый и общий запрос может быть от администрации, именно они принимают вас на работу, нелишне поинтересоваться: какую именно работу они заказывают, в чём цель, какого результата ожидают и пр.
Далее – беседы с тренерами. Не со всеми. Сначала – с наиболее активными, в идеале – с теми, кто сами спрашивают вас о чём-либо. Можно вежливо и аккуратно попросить разрешения присутствовать на тренировке (тренировках), понаблюдать (естественно, без вмешательства). В этом редко отказывают. Ваше присутствие на тренировке само по себе провоцирует тренера на вопрос: «Ну, как?», в смысле, ему может быть интересно мнение психолога. Вот тут и полезно «прощупать запрос», перевести разговор на ожидания тренера и его мнение о том, что он хотел бы получить от психолога. И результаты ваших наблюдений высказывать не просто так, а связывая с запросом тренера.

Поскольку спортсмены видят вас на тренировках, видят, что вы общаетесь (или просто здороваетесь) с тренером, проходит «слух» о психологе, или вас официально представляют команде, постольку у наиболее активных спортсменов возникает желаниие вами поинтересоваться, что-то спросить или просто познакомиться. Это удобный случай завязать лёгкую беседу, потихонечку «прощупывать узкие места» - вероятные «точки приложения сил» психолога, и, возможно, поинтересоваться мнением спортсменов о том, нужен ли в спортшколе психолог, а если нужен то, зачем.
Результатом такой работы должны быть запросы, собранные от тренеров и спортсменов и ваше предварительное заключение о том, что вообще происходит в спортшколе, и как это соотносится с запросом администрации. Обязательно стоит отсеять запросы, которые «не по вашей части» и которые вы не сможете выполнить, честно сказав об этом тем, кто их формулировал.
После этого, «предварительного», этапа стоит приступать к консультациям или тестированию. Вы подходите к тренеру (или спорстмену) и говорите: можно работать над задачей, которую вы обозначили, для этого желательно то-то и то-то: и обозначаете некоторую схему мероприятий. Здесь, конечно, важно, что бы вы представляли себе, как вы на самом деле будете поставленную задачу решать, какие методы позволят её решить.
Возможна корректировка запросов в предварительных беседах – вы объясняете, что находится в вашей компетенции, помогаете «заказчику» понять, какие задачи лежат в компетенции психолога.

Здесь интересный дискуссионный момент. Что находится в компетенции психолога?

Как насчет задачи «обеспечить результат»? Очевидно, что результат спортсмена зависит от целой команды людей, обеспечивающих его. Как минимум - тренер, родители. Как максимум – врачи, массажисты, тренеры по ОФП и хореографии. С одной стороны – психолог всего лишь один из этой команды.
Психолог отвечает за выбор и проведение некоторой системы мероприятий, которая повышает психологическую подготовленность, то есть умение реализовывать свой потенциал в конкретный момент времени. В эту систему могут включаться и занятия со спортсменом по обучению саморегуляции, и рекомендации для тренера, и индивидуальные консультации и т.д.
Может ли быть так, что психолог всё правильно выбрал и всё правильно провёл, а результата нет?
С другой стороны – если спортсмен проигрывает (или выступает хуже, чем ожидалось) – тренеры, родители, врачи и массажисты говорят: «Мы его готовили, и мы свою задачу выполнили. А раз мы его готовили, но он плохо выступил – значит, виновата психологическая подготовка, психолог.
Есть основания так утверждать. Именно психика интегрирует все стороны подготовки (физическую, техническую, тактическую). Реализация подготовленности в конкретный момент времени – это задача психики, и, с этой точки зрения, задача психолога.

По факту, разные специалисты обеспечивают разные стороны подготовки (физическую, техническую, тактическую, психологическую), и могут быть несколько моделей организации подготовки спортсмена, в зависимости от того, кто отвечает за интеграцию этих разных сторон подготовки на конкретных соревнованиях.

  • Каждый отвечает за своё. Никто не отвечает за интеграцию. Результат случаен.
  • Спортсмен отвечает за интеграцию. Это возможно для взрослого спортсмена, который подписывает контракты и с тренером, и с психологом на определённую работу. Естественно, это увеличивает нагрузку на спортсмена. И в детско-юношеском спорте такой вариант вообще неприемлем.
  • Психолог отвечает за интеграцию. Это осознают и принимают всё, кто участвует в подготовке спорстмена. В этом случае логично, что на соревнованиях его добровольно слушается вся команда, в т.ч. и тренер. И если тренер (или кто-либо из команды обеспечения) не выполнил рекомендации психолога по общению со спортсменом на соревнованиях – он должен отвечать за срыв подготовки спортсмена.
  • Тренер отвечает за интеграцию. Тогда психолог согласовывает с тренером все свои мероприятия, тренер и психолог совместно принимают решения по психологической подготовке. Тренер – это управляющий в команде обеспечения спортсмена человек, который воспитывал спортсмена с детства и много знает о нём. Психолог же – специалист, которого привлекают для решения конкретных задач. В этом случае «власть и ответственность» у тренера. Психолог выполнил задачу, которую поставил ему тренер (провёл необходимые мероприятия). Если это не выразилось в результате – значит, тренер неверно определил задачу.

Аналогично и с ответственностью за победу, за выигранный старт. В том счастливом случае, когда спортсмен после некоторого периода сотрудничества с психологом выигрывает, получает долгожданный результат – кого наделяют лаврами? Кто обижается, что его труд не оценен? Кто ревнует к спортсмену? Многие проблемы и недопонимания между тренером и психологом возникают из-за различного понимания психологом и тренером их роли в процессе подготовки спортсмена.

Естественно, речь не идёт о том, что одна из этих моделей верна для всех случаев. Но для психологической работы важно осознавать и желательно открыто обсуждать с тренером, какой вариант вы примете (или совместно выработаете другой, ещё один)…
И мы не будем давать один единственный ответ на вопрос о том, что должно быть результатом работы психолога. Но рекомендуем начинающим спортивным психологам в каждом случае давать для себя ответ на этот вопрос, осознавать боле чётко конкретные цели и задачи своей работы.
Осознание и, особенно, проговаривание и с тренером и администрацией на конкретном, понятном непсихологам языке целей и задач работы психолога значительно облегчит и такую немаловажную для спортивных школ и любых гос. учереждений проблему, как отчётность психолога о проделанной работе.

Психолог запишет в отчёт цели и задачи, которые были поставлены на определённый период, перечислит с кем, в каких формах и в течение какого времени проводилась работа в этот период, и какие из поставленных задач и в какой степени удалось выполнить. Составление такого отчёта значительно облегчиться, если в процессе работы психолог ведёт дневник, в который записывает каждый рабочий день: что и с кем он делал, с какими целями (задачами) и чего удалось добиться.

Понятно, что не стоит путать отчёт на бумаге с реальными результатами. Никакой отчёт не заменит реальности. Всегда можно «наваять» отчёт не имея реальных результатов. Тем обиднее может быть ситуация, когда психолог сделал много хорошего и многого добился, но не может отчитаться перед администрацией, и  с трудом связывает слова, когда ему задают сакраментальный для нашей профессии вопрос «А чем вы, всё-таки, занимаетесь, конкретно?»

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить