Роль психолога в детском спорте

Тихвинская Е. О.

Обосновывается значение психологического сопровождения в детском спорте для обеспечения психического здоровья спортсмена. Ставится вопрос о взаимосвязи развития личности  и результативности в спортивной деятельности. Обозначены задачи, которые необходимо решить для развития личности в различные возрастные периоды.

Практика работы спортивного психолога в детском спорте показывает, что если не уделяется внимание развитию человека как личности –  это тормозит его развитие как спортсмена. Основная задача психологической подготовки – обеспечить способность  спортсмена реализовать свои возможности в конкретный момент времени, как  на тренировках, так и на соревнованиях.  Эта задача сохраняется, независимо от того, занимается ли психологической подготовкой профессиональный психолог, тренер как психолог-практик или психологическая подготовка происходит стихийно.
Синтез практических и научно-психологических знаний позволяет отметить следующие опорные моменты в развитии личности, учет и использование которых необходимы для достижения спортивного результата и сохранения здоровья личности:

  • Эмоциональное состояние юного спортсмена дошкольного и младшего школьного возраста зависит (иногда напрямую) от эмоционального состояния взрослых (тренера, родителей).
  • Дошкольный возраст – сенситивный период для развития навыка осознания и вербализации эмоционального состояния, эмоциональных переживаний. Тогда как осознание собственного текущего состояния - непременное условие формирования навыков произвольной саморегуляции в более позднем возрасте.
  • В младшем школьном возрасте на основе обратных связей от взрослых ребенок формирует самооценку себя как успешного  и результативного в освоении различных видов деятельности. При любых условиях частота отрицательной обратной связи не должна превышать частоту положительной обратной связи.
  • В младшем подростковом возрасте условием развития личности является общение с группой сверстников. Способ, которым подросток обеспечивает своё соответствие  групповым нормам, определяет его личное развитие.
  • В старшем подростковом возрасте основным условием развития личности является психологическое действие совершения выбора (подразумевающее и ответственность за совершённый выбор). Если подросток совершает только те поступки, которые указаны взрослым  – развитие личности искажается.
  • В любом возрасте спортивная деятельность более эффективна, если учитывать особенности нейродинамики спортсмена при выборе стиля общения. Различным спортсменам необходимы разные формы оценки, эмоциональности в общении, частота и степень детализации обратной связи, подсказок непосредственно перед стартом и в процессе выступления; время и характер разбора после соревнований. Несоответствие вышеперечисленных действий особенностям нейродинамики спортсмена снижает эффективность деятельности юного спортсмена.


Игнорирование особенностей развития личности имеет своим следствием остановку роста спортивных результатов и попытки (как со стороны тренера, так и со стороны спортсмена)  компенсировать её увеличением тренировочной и соревновательной нагрузки, что в свою очередь ведёт к серьёзному риску нарушения здоровья.
В целом же учет возрастных особенностей развития психики в детском спорте спо-собствует совершенствованию механизмов нервно-психической регуляции и формированию у спортсменов важных для спорта личностных качеств – целеустремленность, самостоятельность, ответственность, самоконтроль, что облегчает достижение спортивного результата, сохраняя здоровье.

IV Международный конгресс "Человек, спорт, здоровье" 23 – 25 апреля 2009 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы конгресса. СПб, 2009