Метафора в оптимизации психического состояния спортсмена

Волков Д.Н., Тихвинская Е.О., Медников С.В.

Метафора – это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Для психологов же метафора – это иносказательное изложение ситуации клиента.

Для психологов же метафора – это иносказательное изложение ситуации клиента, когда прямые аналогии исключаются и работа ведется с объектами необычными, фантастическими, «сказочными». При этом сохраняется главный эффект – работа с проблемной ситуацией клиента.

Специалисты отмечают четыре необходимых компонента успешно работающей метафоры:

  1. Контекст метафорической ситуации
  2. Объект описанного контекста
  3. Процесс осуществления объектом своих функций
  4. Прикладной эффект метафоры в реальной ситуации

Основное преимущество метафоры заключается не просто в описании проблемной ситуации, но в констатации реальности выхода из этой ситуации: решение проблемы метафоричных объектов ведет к решению реальной проблемы спортсмена, создавшего эти объекты. Вместе с этим у спортсмена остается достаточный простор для творческого преобразования метафоры, что, как правило, приводит к обнаружению или выбору того единственно оптимального выхода их проблемной ситуации, который подходит конкретному спортсмену в силу его желаний, возможностей и актуальный опыт. При этом спортсмен обязательно найдет (не обязательно осознанно) свой, понятный ему смысл ситуации и предложит свое собственное решение проблемы, наполнив понятным ему смыслом все символические объекты метафоры.
Эффект метафоры можно описать через работу двух механизмов: ассоциативные связи и осознанное мышление. В первом случае метафора строится на принципах ассоциаций: построение метафорической ситуации и «сказочной проблемы» происходит по образу и подобию ситуации реальной и реальной проблемы. При этом решение «сказочной проблемы» по тому же принципу ведет к решению проблемы реальной.
Во втором случае используется принцип преобразования объектов абстрактного мышления в объекты образного, описанный Л.М. Веккером. Спортсмены постоянно оперируют образными объектами, эти объекты понятны и привычны. Таким образом, перевод какой-либо проблемной ситуации из категорий абстрактного мышления в категории образного мышления может сильно упростить понимание этой ситуации.

Рассмотрим методический приём, который мы применяем в работе для того, что бы помочь спортсмену улучшить навыки регуляции психического состояния в ситуации соревнований.
Психолог просит вспомнить спортсмена своё состояние, свои переживания перед и в процессе успешного выступления. Что в этом состоянии помогает спортсмену выступать лучше? Предлагаем придумать и нарисовать сказочный, фантазийный образ: на что похоже то, что помогает спортсмену?
Далее предлагаем вспомнить спортсмена своё состояние, свои переживания перед и в процессе неуспешного выступления.

Что в этом состоянии мешает спортсмену выступать лучше? Просим придумать и нарисовать сказочный, фантазийный образ: на что похоже то, что мешает спортсмену?
В каких ситуациях может быть полезно то, что нарисовал спортсмен в пункте 2, где это можно использовать? Предлагаем нарисовать, как это происходит.
На следующем шаге психолог предлагает спортсмену придумать и нарисовать картинку, на которой метафорические образы из рисунков 1 и 2 взаимодействуют, договариваются, сотрудничают, соизмерять свою активность.
Таким образом, мы описали краткий алгоритм возможной работы психолога со спортсменом с применением метафор. Следует сказать, что применение метафоры не ограничивается только работой в качестве «переводчика» понятий. Метафора может применяться для решения практической любой задачи психологического сопровождения спортсменов: и решение проблемы чрезмерно повышенной тревожности, и решение внутриличностных проблем, и оптимизация психического состояния спортсмена, и помощь в реализации межличностного взаимодействия в спортивной команде, и многие другие.

 

Волков Д.Н., Медников С.В., Тихвинская Е.О. Метафора в оптимизации психического состояния спортсмена. // Ананьевские чтения – 2011. Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции, 18–20 октября 2011 г., Санкт-Петербург / Отв. ред. А.Л. Свенц

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить