Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/u134536/sportpsyru/www/plugins/content/socbuttons/socbuttons.php on line 125

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/u134536/sportpsyru/www/plugins/content/socbuttons/socbuttons.php on line 126

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/u134536/sportpsyru/www/plugins/content/socbuttons/socbuttons.php on line 155

Цикл статей "Нужна ли родителям психологическая помощь?"

Тихвинская Евгения

Как воспитывать спортсмена? Такой вопрос регулярно задают спортивному психологу родители спортсменов. Они приводят своего ребёнка на наш тренинг или обучающий курс по спортивной психологии для юных спортсменов. 

 

 И тут же спрашивают: «Наверное, и мы что-то не так делаем?» «Может быть, и нам нужен психолог?»Parents prev

- Да. Нужен. Частично вы можете получить психологическую помощь, читая наши статьи. (Если этого вам покажется недостаточно, у вас всегда есть возможность получить поддержку у специалиста, тем более что техника позволяет делать это заочно, находясь  даже в разных городах).  Почему родителям нужен психолог?

Каждый родитель очень много делает для своего ребёнка-спортсмена. Вкладывается материально, физически, душевно. И иногда мы, как родители, просто запутываемся в огромном количестве внутренних процессов, происходящих в нас и в ребёнке, и не можем эти процессы разделить и распознать.

Только немногие из этих процессов:

  • необходимость воспитывать;
  • желание получить признание и благодарность за родительский труд;
  • необходимость  заставить слушаться в данный момент;
  • желание элементарно отдохнуть, получить время для себя;
  • сопереживание ребёнку, беспокойство за него, страдание от его страданий, боль от его боли;
  • стыд за свою родительскую некомпетентность, если с ребёнком что-то не так, как хотелось бы;
  • желание, чтобы достижения ребёнка подняли наш статус хорошего родителя;
  • желание компенсировать недостатки своего детства.

Тут действительно есть в чём запутаться. Поэтому, да, уважаемые и дорогие родители, психолог нужен не потому, что с вами что-то не так, а потому что вы делаете большую трудную работу и хотите получить результат.

В одной реплике (или монологе) папы или мамы, обращённых к своему чаду, часто бывает перемешано всё вышеперечисленное. И отреагировать на такую «ядерную» смесь адекватно ребёнку просто невозможно. Это порождает тревогу, беспокойство, напряжение, и дети (неосознанно) выбирают различные способы защиты: перестают выигрывать; перестают слышать; проявляют «гиперактивность»; грызут карандаши, ручки, ногти; болеют; замыкаются в себе; плохо себя ведут; наконец, просто не могут сконцентрироваться на спортивном процессе.

Как мама, я хорошо понимаю всю сложность взаимодействия с ребёнком и невозможность быть идеальной матерью.

Как психолог, слыша вопрос «Как воспитывать спортсмена?» я буду каждый раз уточнять: а какое качество мы хотим в данный момент развивать в будущем чемпионе?  И действительно ли вы, как родитель, в данный момент имеете цель развивать в ребёнке это качество, или хотите что-то другое. (См. варианты выше). Например, просто обеспечить послушание ребёнка и покой для себя. Определяем одну конкретную цель одного конкретного эпизода взаимодействия с ребёнком.

Теперь вернёмся к вопросу о том, как воспитывать спортсмена. Оговаривая, что нижесказанное нужно относить не ко всем ситуациям, а только к тем, где вы в состоянии осознанно отдать приоритет цели воспитания, а не множеству конкурирующих.

Если цель взаимодействия с ребёнком в данный момент – воспитание, тогда прежде чем ответить на вопрос «как воспитывать», нужно ответить на другой вопрос: какое качество мы хотим воспитывать в данный момент? А ещё перед этим полезно ответить на ещё более общий: Какого ребёнка мы хотим воспитать в итоге?

Для большинства родителей общий ответ один: мы хотим, что бы наш ребёнок был счастлив. Мы хотим воспитать счастливого ребёнка. Далее, конкретнее: мы думаем, что для счастья ему нужно быть: успешным, организованным, целеустремлённым, волевым, умным, самостоятельным, креативным и пр.

Общие правила, которые я раскрою в следующих статьях:

1. Нужно позитивно подкреплять различные (в том числе очень маленькие) проявления этого качества. Для этого нужно уметь видеть, заметить эти проявления Читать статью 1 Статья 1. Позитивное подкрепление
2. Необходимо давать ребёнку пространство для относительно безопасных ошибок, для опыта на котором он будет учиться, для экспериментов Читать статью 2 Статья 2. Пространство для безопасных ошибок
3. Проведите различие, создайте дистанцию между успехами, качествами, внешним видом, имиджем вашего юного спортсмена, и собственной родительской самооценкой, родительским имиджем Читать статью 3 Статья 3. Успехи спортсмена и самооценка родителей: границы
4. Исходите из того, что ребёнок или подросток – это НЕ тот человек, которые может всерьёз оценить ваш родительский труд, а ответственность перед родителями (в юном возрасте), как правило, закрепощает и ухудшает спортивный результат.  Читать статью 4 Статья 4. Желание получить признание за родительский труд
Так же я рекомендую обратить внимание на некоторые психологические приёмы и упражнения, на которые я буду ссылаться, и которым будут посвящены отдельные небольшие заметки:
1. Два плюса, два минуса.  Читать статью 5 Статья 5. Универсальная схема обсуждения тренировок и соревнований
2. Телесное внимание.    
3. Фокус внимания в спорте.    

И, наконец, я приглашаю вас комментировать данный цикл статей, задавать вопросы в комментариях, высказывать своё мнение. Именно вопросы родителей (и мои попытки отвечать на эти вопросы) побудили меня к тому, чтобы оформить этот материал, по возможности, в доступной форме статей. Возможно, ваши вопросы и комментарии, (или критика) поспособствуют улучшению этих статей или написанию новых. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить