Навык переживания

Образование навыка переживания происходит в процессе «усвоения эмоциональной нагрузки».

Усвоение эмоциональной нагрузки является частным случаем общего процесса усвоения нагрузки, о котором привычнее говорить применительно к физической и информационной нагрузке. Для наглядности сведем данные в таблицу. Во всех трех случаях мы можем выделить аналогичные стадии воздействия, усвоения, преобразования нагрузки и появления нового качества. Критерий «усвоения» - возможность «отдать». Если субъект что-то «получил, но не усвоил» - навык не стал «его», он не может им свободно пользоваться, не может отдать, перевести в видимый результат деятельности. И, напротив, «усвоенное» становится «арсеналом», «инструментом», умением. Если количество или качество информации больше, чем человек может усвоить, - это то же самое, что нет информации, человек ничего не поймет, пользы не будет. Если количество и качество двигательной нагрузки больше, чем данный человек может усвоить, - пользы от тренировки не будет. То есть важен правильный режим дозирования нагрузки. Аналогичные процессы происходят при воздействии эмоциональной нагрузки, она должна быть оптимальной интенсивности и длительности. При преобразовании информации в процессе мышления из исходной информации человек выводит другую. При обучении движениям человек на основе одних двигательных навыков строит другие, и в результате выходит на другой уровень владения движениями, на другой уровень понимания информации. Аналогично в результате переживания, «усвоения эмоций», «преобразования эмоций» человек выходит на другой уровень эмоционального реагирования, приобретает эмоциональные умения. Преобразование эмоций - центральный момент процесса переживания, наряду с осознанием эмоций. В результате переживания человек учится пользоваться эмоциями и приобретает эмоциональный интеллект.

Сравнение воздействия эмоциональной, интеллектуальной и физической нагрузки

Виды нагрузок
физическая (двигательная) информационная (умственная) эмоциональная
Выполнение движений, физические усилия Получение информации, решение задач, умственные усилия Воздействие эмоций, чувств, эмоциональные усилия
Усвоение и преобразование полученной нагрузки, перестройка старых стереотипов
Преобразование движений Преобразование информации (решение) Преобразование эмоций (переживание)
Двигательный навык, новое качество движения Мыслительный навык, новый уровень мышления Эмоциональный навык, новое качество эмоционального реагирования
Владение движением Владение мыслительным приемом Владение эмоцией, чувством

Процесс переживания имеет две стадии:

  • эмоциональное погружение - человека захватывают чувства, он принимает ситуацию «близко к сердцу», «пропускает через себя»;
  • отстранение и осознание, эмоциональный «инсайт», понимание «эмоционального выхода», чувство того, как нужно воспринимать данную ситуацию, чтобы пройти через нее и разрешить стоящие проблемы.

Например, человек, который однажды в жизни пережил поражение, без ограничений, до конца позволяя себе прочувствовать все связанные с ним эмоции, почувствовать, что это для него значит (крах всего, тщетность всех усилий), он уже не похож на себя прежнего. Этот эмоциональный опыт его внутренне изменил. И эта ситуация повторно уже не будет переживаться с теми же эмоциями, как прежде. Через некоторое время одни эмоции, чувства, переживания себя исчерпывают, уступают место другим.

Найденный в процессе этих переживаний способ выхода из ситуации (или прохождения через эту ситуацию) человек будет впредь использовать в аналогичных случаях, только затрачивая гораздо меньше усилий, уже воспринимая события с высоты нового уровня: «я уже это пережил», «я уже это преодолел», «это уже не волнует меня так, как раньше». По сути дела для развития личности и индивидуальности нужны уже другие, новые переживания. С навыком переживания связаны специфические состояния спортивной формы и готовности к соревнованию. Опытные спортсмены высокой квалификации способны чаще и на длительный срок входить в состояние спортивной формы по сравнению с менее опытными спортсменами.

Осознание спортсменом значимых для успеха ощущений и чувств (моторных, образных и вербальных) и концентрация сознания на этих ощущениях и чувствах способствует своевременному наступлению состояний спортивной формы и готовности к старту.

Тренер и психолог могут стимулировать переживания спортсмена, задавая вопросы и побуждая к размышлению о том, какое значение для его потребностей (желаний, мотивов и целей) имеют те или иные атрибуты ситуации: необходимость выступать в соревновании, запрет выступать в соревновании, требования режима, необходимость тренироваться, травмы, проигранные соревнования, выигранные соревнования, отсутствие роста результатов, личность тренера, требования тренера, необходимость перехода к другому тренеру, риск получить травму (физический риск), риск плохого результата (социальный риск), материальные вознаграждения или их отсутствие и др.

Для того, чтобы спортсмен мог определить значение для себя той или иной характеристики ситуации, ему необходимо отдавать себе отчет во всем спектре испытываемых потребностей и мотивов (как способов удовлетворения потребностей), их иерархии. Какое место занимают в его внутреннем мире желания тренироваться, выступать, выигрывать, быть на виду, взаимопонимания, душевной и физической близости, понять закономерности тренировки и др. Это значит чувствовать и осознавать как витальные потребности организма и социальные потребности (связанные с общением и социальным статусом), так и идеальные потребности (связанные с познанием, развитием и совершенствованием).
Субъективной формой существования потребности служат эмоции, поэтому первым шагом к осознанию потребностей является анализ эмоций. Приведем пример упражнения, тренирующего осознание вышеописанных соотношений. Данное упражнение разработано в практической среде гештальт-терапии и заключается в последовательном ответе субъекта самому себе на три вопроса: «Что я чувствую? Что я хочу сделать? Что я делаю?», относительно текущей ситуации «здесь и сейчас». Систематическое осознание ответов на данную триаду вопросов тренирует навык переживания актуальной ситуации, «привычку переживать ситуацию».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить