Мотивация достижения успеха как условие результативности у спортсменов игрового вид спорта

Манина А. И.

Мотивация достижения успеха как условие результативности у спортсменов игрового вид спорта На современном этапе общественного развития особое значение приобретает практическая разработка проблем повышения эффективности деятельности достижения и проблем мотивационной регуляции поведения личности.

Следует отметить, что существует иллюзия построения алгоритма деятельности при минимальном учете мотивационных механизмов. Особенно четко мы можем это увидеть в спортивной деятельности. Предполагается, что спортсмен, приступая к какому-либо виду деятельности, уже полностью мотивирован и, соответственно, будет осуществлять деятельность продуктивно, с высокой отдачей. В то время, как показывают исследования, мотивация деятельности у спортсменов во многих случаях слабая, структура мотивации неполноценна, существует психологическое блокирование различных элементов и видов деятельности. Именно это впоследствии сказывается на результативности не лучшим образом. Одним из важнейших вопросов мотивации деятельности человека является причинное объяснение его поступков.

Одно из направлений в решении данного вопроса связано с попыткой понять, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигшие его неудачи. Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивации достижения успеха и избегания неудачи являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации. Люди, испытывающие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми. Они чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда сами могут ее планировать и самостоятельно определять свои цели. Обычно люди с высокой потребностью в достижениях ставят перед собой такие задачи, выполнение которых будет являться для окружающих символом или признаком успеха. [4] Таким образом, достижение рассматривается как наглядное доказательство успеха.

Поэтому потребность в достижениях можно охарактеризовать как стремление достичь поставленной цели, добиться успеха. Стремление к достижению успеха или «мотив достижения» по мнению зарубежных авторов – это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Изначально эта диспозиция понималась как устойчивую потребность в достижении результата в работе, как стремление «сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня в каком-либо деле». Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного ее содержания.[2] В психологической литературе выделяется следующее понятие мотивации достижения успеха. Мотивация достижения — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего, во что бы то ни стало — является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.[5] Тем более это сложное психологическое образование приобретает особое значение для спортсменов вообще и для игровых видов спорта в частности. Структура спортивной мотивации включает следующие аспекты:

  1. Побудительные основания, которые отражают принципиальную ориентацию спортсмена на удовлетворение духовных потребностей - самоутверждение, самовыражение.
  2. Мотивация достижения цели у спортсменов, в которой преобладают мотивы надежды на успех. В содержание мотива спортсмена на достижение успеха входят: стремление к победе, эмоциональный фактор, способность «бороться до конца».

Наибольшей силой мотива необходимо обладать спортсменам командных игровых видов спорта, требующих преимущественного проявления не только выносливости, но и внимания, ориентацию на взаимодействие с коллективом и тренером.

В современной психологии существует мнение, что спортсмены, имеющие высокий уровень мотивации достижения успеха, имеют хорошо осознанные цели и не только стремятся достичь высоких результатов и утвердиться в роли лидера, но и обладают хорошо развитым чувством долга, ответственности перед тренером и товарищами по команде, что и является очень важными показателями для повышения результативности.[3]

Результаты тестирования проведенного на базе хоккейной команды, занимающей призовые места в высшей лиге показали, что у 80% исследуемых спортсменов ведущей является мотивация достижения успеха. Однако, 20 % спортсменов не продемонстрировали высокого и даже среднего уровня по этому показателю. Это связано с тем, что для игроков, которые показали низкий уровень мотивации достижения успеха, еще не прошел адаптационный период, во время которого и формируется данное психологическое образование, так как практически все они являлись вновь прибывшими в команду. Важнейшую роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то еще занимается тем же самым делом, кроме мотива достижения играет социально-психологическая адаптация.

Социально - психологическая адаптация — приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.[1] Подводя итоги, мы можем говорить не только о связи результативности и мотивации достижения успеха, но и влиянии социально – психологической адаптации на ее формирование. Так, возможно, что при поступлении спортсмена в команду, в которой основная масса игроков показывает высокий уровень подготовленности, ведущим является стремление к самоутверждению и самовыражению и повышению социального статуса. Ряд исследователей включает эти побуждения в структуру мотивации достижения успеха, но мы говорим об их преобладании на момент прихода в команду и о последующем преобразовании в мотивацию достижения успеха. Несмотря на то, что у большинства игроков, соответствующих общему понятию об успешности, такой переход осуществляется в довольно короткие сроки, у некоторых спортсменов он затягивается на довольно продолжительное время (этот процесс может быть обусловлен влиянием различных факторов). Что может приводить к дезадаптивным проявлениям и повлечь за собой снижение результативности, общего уровня спортивного мастерства и конечно же, отразиться не только на профессиональной деятельности, но и повлиять на другие сферы жизнедеятельности.

Таким образом, из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что для стабилизации и повышения уровня мотивации достижения успеха у спортсменов игрового вида спорта необходим тщательный контроль адаптационного процесса, а также организация и проведение определенных мероприятий, направленных на адаптацию вновь прибывшего спортсмена к новым условиям, как профессиональной деятельности, так и жизнедеятельности в целом.

Проанализировав данные нашего диагностического исследования и теоретические аспекты данной проблемы, целесообразно, на наш взгляд, сформулировать ряд рекомендаций, которые могут найти применение при выработке программ, направленных на повышения уровня мотивации достижения успеха, а также способствующих установлению наиболее оптимального уровня социально-психологической адаптации в спорте, и, возможно в области физического воспитания: -информирование спортсмена об условиях и средствах развития мотивации достижения успеха; -проведение тренинговых групп, направленных на повышение мотивации достижения успеха; -необходимость учитывать адекватность степени сложности поставленных задач способностям спортсмена. Список используемой литературы:

  1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
  2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990
  3. Дмитриенкова Л.П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки спортсменов. – Смоленск, 1980
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.
  5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е издание. – «Питер», 2005.- 864 с.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить