Развитие мотивации

Тихвинская Е. О.

Мотивация. «Ах, как много в этом слове», для человека, имеющего отношение к спорту. Порой, я слышу от тренеров: «Я могу поставить технику, развить физические качества, но я бессилен как тренер, если у спортсмена нет или недостаточно мотивации».

Тренерам вторят родители: «Как взрастить у ребёнка мотивацию к занятиям спортом?» И, наконец, достаточно взрослые спортсмены приходят с вопросом: «куда подевалась моя мотивация?» «Вроде хочу заниматься, но мне стало трудно, не в радость заставлять себя тренироваться». Кстати, очень часто, под вопросами, кажущимися вопросами мотивации, замаскированы совсем другие проблемы. Но о других проблемах в других статьях.

А что же собственно с мотивацией? А есть закономерности формирования мотивации, о которых полезно знать. Мотивация, к чему бы то ни было, (то есть желание и стремление к чему-то) возникает не на пустом месте, а основывается на какой-то другой, уже имеющейся мотивации или потребности. Как бы «прикрепляется» к ней.

Например, у дошкольника по умолчанию есть желание общаться с родителями, походить на них. Это значит, что ребёнок 3 – 6 лет получает сильные и значимые положительные эмоции от контакта с родителями. Положительные эмоции – это как раз та связка, с помощью которой мы прикрепляем новую мотивацию к уже имеющейся.

Как прикрепляем? Путём совмещения в ситуации того в чём ребёнок уже заинтересован и того в чём мы хотим его заинтересовать. То есть, будучи родителем, берём дошкольника, берём мячик и выходим во двор играть, например, в футбол. Или вместе встаём на коньки. Или вместе играем в воде, (если это лето, и у вас есть озеро). Яркие положительные эмоции, переживаемые в контакте с родителем, захватывают в своё «поле» и само действие – плавание, футбол, катание на коньках. Такие совместные переживания в дальнейшем приводят к тому, что уже и сама игра в мяч или катание на коньках прочно связываются у ребёнка с положительными эмоциями, и эти действия начинают сами по себе нравиться, уже без мамы или папы. Теперь уже можно и в спортивную секцию.

Автор книг по формированию мотивации В. К. Вилюнас назвал этот процесс «переключением эмоций» со старого содержания на новое, в результате чего происходит «мотивационное обусловливание». То есть механизм развития мотивации отчасти похож на схему формирования условного рефлекса. Отчасти – потому что человек обладает большими возможностями, нежели «собака Павлова».

Приведу ещё пример про детей и начало спортивной карьеры. Предположим, родитель наблюдает за дошкольником на тренировке или на первых соревнованиях. На чём фокусирует внимание родитель? Опасается за то, как бы его Васенька оказался не хуже других? Тогда он и видит в первую очередь признаки неуспехов. И встречая чадо после окончания действа говорит: почему ты здесь не сделал этого? («Почему там сутулился, здесь не успел, а сейчас вообще сопля висит, на кого ты похож?») Что в этом случае делает родитель? Конечно, прочно скрепляет в переживаниях ребёнка две вещи: соревнования (или тренировку) и отрицательные эмоции. В частности, стыд, одно из самых ядовитых и травматичных переживаний при неправильном обращении. В общем, хороший способ уменьшать мотивацию. Поскольку то, что вызывает отрицательные эмоции рано или поздно перестаёт мотивировать.

Если же родитель всегда встречает после тренировки и соревнования с улыбкой, и лучше – может назвать конкретные вещи, которые понравились из увиденного, то сформировать мотивацию к спорту гораздо легче. Да, промахнулся мимо шайбы, но как быстро до неё добежал! Да, заплакала после падения, но красиво улыбалась в начале выступления. Дело здесь не в похвале, похвала сама по себе не всегда имеет мотивирующее действие. Данный случай – пример переключения позитивных или негативных эмоций с контакта со значимым человеком на спорт как таковой. И это наиболее важно для дошкольников в силу возрастных особенностей их психики.

А может ли происходить подобное «переключение эмоций» во взрослом возрасте? Схема работает в любом возрасте, нужно только знать «с чего на что переключать». На какой уже имеющейся сильной мотивации я могу «надстроить» ещё один интерес?

Я опять воспользуюсь примером. Спортсмены, лет этак 17 – 22, иногда спрашивают: «Как сохранить мотивацию к тренировкам во время восстановления после травм и болезней, когда приходится месяцами или годами заново подходить к тем своим результатам, которые были до травмы?» В беседе с этими спортсменами (и спортсменками), как правило, выясняется, что вообще в спорте наибольший драйв и азарт даёт достижение большего, рост над собой, развитие. И они не ощущают развития в том периоде, когда всего лишь «повторяют сами себя год назад». Ощущение бессмысленности рождает злость на себя, постоянное недовольство. Иногда юноши и девушки начинают «загонять» себя, пытаясь как можно быстрее доказать себе и всем прежние способности. Отрицательные эмоции хороши в некоторой дозировке. А постоянные отрицательные эмоции, повторю ещё раз, отобьют охоту к чему угодно, даже к спорту.

Как будем поддерживать мотивацию? Нам нужно, например, чтобы в сознании спортсмена ситуация восстановления после травмы каким-то образом соединилась с развитием. Потому что ощущение развития себя и своих возможностей даёт этому спортсмену позитивные эмоции, которые переключатся на процесс восстановления. Беседа, в которой я спрашиваю спортсмена, как он изменился после периода травмы, приобрёл ли какие-то полезные качества, есть ли что-то, чему смог научиться именно в этот период, обычно приводит к определённому выводу. Например, что во время восстановления после травм и болезней вынужденно развивается особенная внимательность к телу и организму. Способность предчувствовать негативные состояния на раннем этапе развития, когда ещё можно купировать или предупредить. И такая внимательность к себе является профессионально важным качеством спортсмена, необходимым для достижения высоких результатов. И таким образом, в периоды восстановления после травм развитие заключается не в росте личного рекорда, а в развитии профессионально важного качества - чувствительности к себе, к телу, к организму. Связь развития и восстановления получается не прямая, а опосредованная, через идею развития внимательности к своему организму, к телесным сигналам.

Подобный механизм формирования мотивации В. К. Вилюнас назвал «мотивационным опосредованием». «Собачкам Павлова» этот механизм уже недоступен, он исключительно человеческий, поскольку для такого «опосредования через идею» необходимо сознание.

Подводя итог этой небольшой статье, скажу что, через схему «мотивационного обусловливания» (совмещения в ситуации того, в чём человек уже заинтересован, и того, в чём мы хотим его заинтересовать) я люблю рассматривать и многие другие вещи. Такие как воспитание желания преодолевать препятствия, желания (или нежелания) принимать решения, желания достигать успеха и желания избегать неудачи и многие другие. На некоторых из них мы остановимся в следующих статьях.

Литература:

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. «Речь», 2006

Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. СПб., 2003.

Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. «Речь», 2001.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить